TY - JOUR TI -
Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности
T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - дошкольное образование KW - детская инициатива KW - взаимодействие со взрослым KW - совместная деятельность KW - инициативные высказывания AB - Клопотова Екатерина Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. E-mail: klopotova@yandex.ruЯгловская Елена Константиновна - кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета. E-mail: yaglovskaya_ek@ mail.ruАдрес: 127051, Москва, ул. Сретенка, 29.Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление возрастных особенностей проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности. Эмпирический материал получен с помощью невключенного наблюдения за совместным выполнением подгруппой детей под руководством взрослого различных продуктивных заданий. В общей сложности исследованием охвачены 480 дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет. Поскольку в дошкольном возрасте наиболее распространенной формой организации деятельности ребенка являются совместные со взрослым и сверстниками занятия, авторы предлагают рассматривать инициативу как проявления, направленные на участников таких занятий. Основные формы такой инициативы — вопросы и предложения ребенка, которые относятся к образовательному содержанию и обусловлены необходимостью координировать совместные действия. В результате анализа полученного эмпирического материала выявлена возрастная динамика и специфика проявления детьми инициативы в процессе взаимодействия со взрослым в образовательной деятельности. Установлено, что на протяжении всего дошкольного возраста происходит снижение количества инициативных высказываний детей, при этом меняется их направленность и содержание. AU - Е. Е. Клопотова AU - Е. К. Ягловская UR - https://archive_vo.hse.ru/2019--3/306933206.html PY - 2019 SP - 224-237 VL -